← Вернуться в блог

14.03.2017

Екатерина Онокой: «Доктор Фактум» — отличный пример проекта, в котором познание дружит с развлечением.

В 2016 году на фестивале науки от ТАСС  компания «ArtNauka» представила общественности детский научный шоу-детектив «Доктор Фактум». За первые полгода спектакль покорил зрителей Твери, Тулы, Подольска, Рязани и Владимира, и на этом останавливаться не собирается. На днях наш спектакль посетила нейропсихолог Екатерина Онокой и оценила влияние проекта на детей.

.

Екатерина Онокой про «Доктор Фактум»

.

Екатерина Онокой, нейропсихолог, член Российской Ассоциации БОС и Международной Ассоциации Нейропсихологов и Психотерапевтов, основательница образовательного проекта CogLab, ведущая образовательного блога  Pro_mozg.

.

 

«У моего ребенка нет мотивации учиться», «Ему ничего неинтересно» — за 9 лет работы с детьми я сотни раз слышала эти жалобы от родителей школьников. Следуя консервативному представлению о том, что путь к знаниям должен быть долгим и трудным, а «грызть гранит науки» — это единственный способ чего-то добиться, родители забывают о сути знаний: а она в удовольствии от процесса,в интересе и любознательности. Это не только про терпение и труд, но и про радость открытий. К счастью, появляется  все больше альтернативных взглядов на образование. Идея Edutainment — обучения через развлечение — уже не нова. Сейчас этот тренд набирает обороты. «Доктор Фактум» — отличный пример проекта, в котором познание дружит с развлечением. Дети оказываются вовлеченными в настоящий интеллектуальный квест. Вместе с главными героями они разгадывают загадки, участвуют в опытах и экспериментах, распутывают сложную детективную историю.

 «Доктор Фактум»

.

Как работают электрические цепи? Как атмосферное давление может сжать металлическую бочку? Как живая роза может стать хрупкой и разбиться на множество мелких осколков? Как обычная продуктовая тележка может стать сверхбыстрым транспортным средством? Здесь наука представлена как нечто увлекательное и интересное — как то, к чему может прикоснуться каждый. Дети поднимаются на сцену, участвуют в экспериментах, помогают героям найти ответы на загадки. Я сидела в зале и видела горящие глаза и полную вовлеченность. В восторге были и дети 5-6 лет, и школьники 1-6 классов, и взрослые. Одна мама написала мне, что ее сын попросил сходить на спектакль еще раз. А вторая с воодушевлением рассказывала, что после спектакля сын САМ попросил купить книгу про химические элементы и уже несколько дней они с папой читают ее и смотрят научные ролики в интернете.

.

Действие спектакля происходит в научной лаборатории. Главный герой — ученый-сыщик Доктор Фактум, ничего общего с добрыми волшебниками из сказок не имеющий. Скверный характер, болезненное самолюбие, сарказм и острый ум. Такой гибрид Шерлока и Доктора Хауса. Персонаж неоднозначный, но невероятно обаятельный. Как психологу мне ценна подобная многогранность образа. В историях для детей нечасто такое встретишь. Обычно безупречно добрые и благородные герои сражаются с абсолютным злом. В этом спектакле не так: Фактум резок, самолюбив, категоричен. В этой небезупречности и есть его ценность и подлинность.

.

 «Доктор Фактум» Параллель с Шерлоком не случайна. Спектакль — настоящее противостояние Фактума-Шерлока и его антипода Квази-Мориарти. Вместе с Доктором Фактумом головоломки Квази решают девочка Оля и робот Гипербулус. Оля отчаянно хочет попасть в лабораторию Доктора, она увлечена наукой и очень умна. Однако Фактум далеко не сразу признает в ней достойного партнера. Единственный друг Доктора Фактума — робот Гипербулус.  Гипербулус, хоть и робот, не лишен чувствительности. Он обстоятельно и добросовестно выполняет поручения Доктора. Фактум вместе с аудиторией не только ищет разгадку детективной истории, знакомит зрителей с миром науки, законами физики и химии, но и сам проходит школу человеческих отношений. Признаюсь, я не ожидала от научно-популярного шоу такой глубины сюжета. Опыты, эксперименты, спецэффекты — да. Но такая мудрая история, нешаблонные герои и тонкий юмор стали для меня приятным открытием.

.

Полезны ли такие проекты для детей? Уверена, что да. Спектакль интерактивный, дети активно участвуют в событиях. А элемент игры очень помогает обучению. Игра мотивационна сама по себе. Здесь не нужны дополнительные внешние источники. Детям интересен процесс. Яркие эмоции и вовлеченность гарантированы. Я не верю, что современных детей можно ЗАСТАВИТЬ учиться и решать сложные задачи. Заставить нельзя, но показать, как это здорово, — можно и нужно. И если у ребенка возникнет новое «почему?», затеплится искорка интереса к науке и исследованиям, то цель создателей спектакля достигнута.

.

Пока ребенок растет, родители должны показать ребенку все грани нашего мира и дать попробовать на вкус разные кусочки этой жизни. Будет он потом жевать пресную лепешку или наслаждаться вкусным пирогом, во многом зависит от того, увидели мы этот интерес в глазах или нет. Дали ли простор его любознательности или заставили терпеть и учиться «через не хочу».

. «Доктор Фактум»

.

Здорово, что появляется все больше развлекательных мероприятий для детей, в которых есть образовательная и интерактивная составляющая, что создатели шоу привлекают педагогов и психологов. «Доктор Фактум» активно гастролирует, увидеть спектакль могут не только жители Москвы и крупных городов, но и дети из регионов. Увидеть, получить удовольствие и, возможно, влюбиться в увлекательную науку, поставить свои первые эксперименты и просто чуть шире взглянуть на мир.

.

 

Поделиться

Подписаться на рассылку