«Как выживать и развиваться event-компаниям в кризис — работающие рецепты от АртНауки»
Действенными рецептами выживания в условиях кризиса с читателями Event.ru поделился основатель проекта АртНаука Николай Новоселов.
Когда навстречу тебе выбегает обезумевшая толпа и с криками «кризис, евро, доллар»несется куда-то, стадное чувство манит побежать следом. Не зря же они бегут?
Но ведь для того-то мы и начинали свое дело, чтобы не бежать в общей толпе!
Бизнес изначально должен быть «эластичным» и современные технологии делегирования и аутсорса этому способствуют. Компания должна хорошо чувствовать себя как внизу кривой продаж, так и на пике загрузки.
Это очень важно и для рядовых сотрудников: чем крепче дом, тем веселее в нем живется.
Все механики действий и скрипты мы прорабатываем для себя сами, в этом особенность нашего рынка: компании имеют очень разную организацию и, порой, даже одинаковые должности в разных компаниях выполняют разные задачи.
Постоянное улучшение продукта, будь то материальная вещь или услуга, помогает, как ни странно на первый взгляд, решать маркетинговые и HR-задачи: вы создаете благоприятный и надежный имидж, который позволяет работать с вами даже в кризис. Заработанный вами статус подтверждает, что вы не подставите и подведете.
Конечно, когда «пошла волна», мы сильно напряглись: по разным данным, падение рынка event-услуг в 2008-2009 году составило от 40 до 80 процентов. У партнеров и подрядчиков стало значительно больше отказов от мероприятий, а также общие сокращения бюджетов. Каждая негативная новость сопровождалась страшными рассказами о звонящих среди ночи клиентах. Тем не менее, если в декабре 2013 года у нас было 40 мероприятий, то в 2014 году их количество перевалило за 70.
Однако в целом у нас все было стабильно позитивно. Более того, в топовые даты декабря нам даже пришлось давать отказы — не было свободного времени, все даты были заняты. Когда пришел январь, мы подумали — все, вот теперь точно будет кризис! Но нет, уже пошли мероприятия, и их уже больше, чем в январе год назад.
Конечно, мы увидели и негативные тренды: уменьшился средний чек. Если в прошлом году люди заказывали больше элементов программы, то теперь заказывают минимальный набор шоу и нитробар. Люди стали внимательнее относится к ценообразованию и акциям.
Я пришел в наш «шоу-бизнес» из консалтинга. Мы занимались маркетингом и стратегиями развития среднего бизнеса. И, как показал опыт, наибольшую эффективность имеют комплексные, достаточно классические стратегии, в которых акцент делается на размещения в спецкаталогах, выставки и на программы лояльности. Есть и эффективные современные маркетинговые инструменты: работа в социальных сетях, некоторый креатив формы и реализации.
Все эти инструменты имеют разный срок «наступления эффективности» — что-то начинает работать уже завтра, где-то реклама начнет действовать только через полгода. И вот тут начинается самое важное — постоянная планомерная работа: сбор и актуализация базы, ведение социальных сетей и сайта, хорошо отстроенная, выверенная постоянная работа с грамотными скриптами действий и зонами ответственности.
С увеличением панических настроений, мы увидели «судорожный маркетинг»: количество спама выросло в разы. Многие компании и руководители стали «делать smm». Люди стали писать письма и звонить.
Так как это не было заложено в какую-то долгоиграющую стратегию, результата это не принесло. И, скорее всего, для себя эти компании решили, что «smm не работает».
Мы подготовились к «кидкам». Вам надо понять одну вещь: обычно кидают тех, кто подставляется. Если вы получили предоплату 100 процентов или личную расписку от руководителя, его мотивация нарушить договоренности с вами будет минимальна. Мы прописали все варианты возможных «событий», вплоть до того, что в день мероприятия клиент не приносит закрывающие документы.
Фокусировка на процессах, которые приносят и сохраняют деньги. Они стали для нас мегаприоритетными. Раньше мы могли выбирать креатив или что-то, ориентированное на развитие, то теперь мы «оптимизировались».
Мы попытались убрать из бюджета «риски» — наш офис был в долларовой аренде. Однако, здесь мы сработали среднеэффективно, и когда собственник не пошел нам на встречу с фиксацией ставки, мы просто съехали)
Надо признать, что стоимость интеллектуального труда и собственности в России обесценилась в долларовом эквиваленте. А это значит, что пора стартапов пришла.