← Вернуться в блог

11.05.2016

Особенности выхода на рынок Казахстана

Особенности выхода на рынок Казахстана: рассказывают представители российских компаний

У каждого региона – вернее, у каждой страны – свой “бизнес-менталитет”. А Восток (и Дальний, и Ближний, и вся Азия) – дело, как известно, и вовсе тонкое. Казахстан – один из ближайших соседей России, участник СНГ и Таможенного союза ЕАЭС, поэтому для российских компаний он является интересным и перспективным рынком. Впрочем, даже учитывая такую близость и дружественность, нельзя упускать из вида некоторые тонкости. Какие внутренние особенности страны нужно учитывать, открывая бизнес в Казахстане? Рассказывают представители российских компаний, которые уже имеют подобный опыт.

особенности выхода на рынок казахстана: рассказывают представители российских компаний

Фото: Shutterstock. Астана

CEO и основатель ArtNauka Николай Новоселов:

“Мы работали с Казахстаном неоднократно – более того, имели там франшизу долгое время и вместе с партнерами запускали ее.

Казахстан – это удивительный мир. С одной стороны, это прогресс и безумный рост, а с другой – взятки за выполнение (!) обычной работы. Ну, то есть ты договариваешься с подрядчиками о чем-то, а они по факту требуют откаты за выполнение работы. Это страна контрастов: многоэтажные новейшие районы и бедное население на японском автопарке 10-летней давности. Страна, где судебный уклад близок к России, теперь будет обладать и международной экспертизой одновременно.

Особенности, которые мы узнали, уже работая там:

1. Высокая политизированность
Астана, в общем-то, является городом-обложкой. Люди держат там представительства для внутренних задач. Поскольку в России Москва одновременно и центр политики, и центр бизнеса, нам это незнакомо. Но вы можете представить себе эти сложности, если бы, например, Кремль находился в Великом Устюге. Тогда ЛПР больших компаний были бы как-то поделены между Москвой и Устюгом.
2. Очень большие расстояния
Мы привыкли, что у нас в России города достаточно далеки другу от друга. И многие считают, что это уникально. Наверное, по сравнению с Европой. Так вот, между Астаной и Алматы больше 1000 км.
3. Компании меньше, чем в РФ
Многим компаниям, рассчитывающим на “объемных” клиентов, будет тяжело найти там обладающих большим штатом. Опять же, после Москвы люди ищут там “тысячников”, но их там очень мало. Особенно это имеет отношение к тем, кто хочет там быть в сегменте b2b.
4. Им нравится работать с Россией
И это самый важный пункт. В Казахстане действительно ценят российские компании и стараются строить выгодные отношения. Причем это даже не государственный курс, а их общий настрой, гражданский и предпринимательский. И что еще более важно: казахские бизнесмены стараются и дать что-то новое в Россию, а не только получать выгоду. Они с радостью зовут работать на своей территории, консультируются с агентствами и создают совместные проекты.

Работа с Казахстаном – это хороший филиал для московских или федеральных компаний, но наша рекомендация: считать этот регион чем-то более близким к одному из районов России”.

особенности выхода на рынок казахстана: рассказывают представители российских компаний

Фото: Shutterstock. Астана

Менеджер по работе с партнерами StudyQA Фарангиза Шукашева:

“Казахстан – уникальная страна, которая имеет колоссальный экономический потенциал, однако существует ряд сдерживающих факторов. Заметна разница в особенностях ведения бизнеса в крупных городах и регионах. Большую роль играет самоокупаемость проекта и по естественным причинам в мегаполисах она будет выше, как и собственно покупательская способность. Это и отражается на выборе региональных предпринимателей, которые обращаются к более консервативным и проверенным направлениям. Несмотря на существование госпрограмм, зачастую открытие собственного дела в регионах сопровождается финансовой помощью родственников, что и формирует мнение о колоссальном влиянии личных связей в бизнесе сообществе Казахстана. Однако оно лишь отчасти является объективным, поскольку на сегодняшний день большинство казахстанских предпринимателей осознают необходимость привлечение в даже семейный бизнес сторонних квалифицированных кадров”.

Руководитель представительства SearchInform в Казахстане Дмитрий Стельченко:

“В Казахстане очень много семейных бизнесов. Это не может не влиять на бизнес-культуру страны. К примеру, ни одна сделка не пройдет без непосредственного участия хозяина, владельца бизнеса. Личная встреча обязательна – и желательно не одна. Даже если до этого вы провели переговоры с другими представителями компании и достигли конкретных договоренностей, по результатам встречи они будут либо подтверждены, либо отвергнуты, как будто их и не было ранее.

Еще одна особенность – вас, человека по сути постороннего, могут бояться обидеть отказом или неприятным известием. К примеру, в компании, с которой вы вели переговоры, изменилась ситуация, возникли какие-то сложности. Тогда, чтобы вас не огорчать, с вами просто прекращают общение. Да, вы будете звонить целый месяц и не дозваниваться, находясь в совершенном неведении о причинах внезапного игнорирования. На самом же деле, вас просто не хотят расстраивать плохими новостями. Потом, когда ситуация выровняется, общение и переговоры возобновятся, как будто и не было этого периода молчания.

С клиентами и партнерами здесь не просто деловые отношения – в каком-то смысле они становятся близкими, “родственными”. Хотя это совсем неудивительно, если помнить о клановости и семейственности их бизнес-культуры”.

Поделиться

Подписаться на рассылку